Центр боевых и оздоровительных практик
Шаолиня

Шаолинь в Москве

Алексей Баранов /газета Московский комсомолец №139 от 24 июля 1999г./

Древний, овеянный легендами и мифами монастырь Шаолинь — вечная и недостижимая мечта бредящих учениями Востока москвичей - переезжает поближе к своим славянским почитателям, в российскую столицу. В самое ближайшее время стремящиеся к совершенству духа через совершенство тела смогут выйти из дома и через пол часа стать учениками непосредственно шаолиньских монахов.

Для тех, кто не знает. Шаолиньский монастырь возник около 15 веков назад на территории Северного Китая. Его основатели, последователи учения Бодхидхармы, более известного под именем Будда (Просветленный), из года в год, из века в век блюли и укрепляли существующие традиции. А традиции, завещанные Буддой, были, в частности, таковы: посвящающий себя древнему учению человек не имел права носить оружие и обладать лишней собственностью; лишь строго необходимые ему предметы — посох, балахон, чашка для подаяний — оставались в его распоряжении. Но, увы, таковыми уж были те древние времена, что и на этот жалкий скарб порой посягали беспредельщики. Защищая своих приверженцев, Будда в конце концов разработал для монахов систему самообороны без оружия, которая с течением времени все больше привлекала к себе поклонников.

ПУТИ ШАОЛИНЬСКОГО УШУ НЕИСПОВЕДИМЫ

Бодхидхарма, по преданию, прибыл в царство Северная Вэй примерно в VI веке, чтобы проповедовать буддизм. Будучи непонятым, Бодхидхарма Удалился в монастырь, где и просидел девять лет в пещере лицом к стене (эта пещера до сих пор существует и служит одним из туристических объектов). Когда же он решил подняться, то оказалось, что ноги уже не способны двигаться. Дамо восстановил их активность, используя особый комплекс упражнений, и предписал монахам сочетать отныне занятия созерцанием с физическими упражнениями.
Одной из самых замечательных легенд о Шаолиньском монастыре является история о спасений императора 13 монахами. В VII веке, когда Ли Шиминь — второй император династии Тан, — спасаясь от мятежников, упал в протекавшую неподалеку от монастыря реку, проходившие рядом монахи его спасли, Тринадцать монахов решили защитить императора, и монашеский отряд разгромил мятежников, взяв их главаря Ван Шичуня в плен. Вернувшись на трон. Ли Шиминь пожаловал монастырю землю, разрешил монахам пить вино и есть мясо, а самому монастырю было позволено содержать особые монашеские войска. Первые исторические сведения о том, что в Шаолиньском монастыре есть свой особенный стиль ушу, относятся к началу периода правления в Китае монгольской династии Юань. В XIII веке в монастыре появился монах по имени Цзюэюань, На основе "18 рук архатов" Цзюэюань создал комплекс "72 руки" (в настоящее время в Шаолине существует парный комплекс "72 приема Цзюэюаня'), который потом был доведен до 170 приемов. В это же время монах Бай Юнфэн разработал систему "боя пяти ступеней* (в более позднее время появились утверждения, что он разработал "систему пяти животных", однако современные исследования показали, что это не так, подражательные стили появились гораздо позднее). При правлении монголов шаолиньский настоятель Фуюй сделал новый вклад в развитие шаолиньского боевого искусства: он пригласил в монастырь 18 знаменитых мастеров, которые обучили монахов своей технике.
Шаолиньский монастырь простоял до 1928 года и был уничтожен страшнейшим за всю его многовековую историю пожаром. Согласно хроникам, огонь бушевал 40 дней, монастырь выгорел почти дотла. Монахи разбрелись по окрестным деревням, часть вернулась к мирской жизни.
Монастырь так и находился в руинах до 1970 года, когда о своем намерении посетить знаменитый храм заявил японец Со Досин, объявивший себя преемником шаолиньской традиции. Правительство КНР срочно выделило крупную сумму на восстановление монастыря и собрало уцелевших монахов (точнее, тех, кто захотел вернуться в монастырь). С 1980 года группа энтузиастов была принята в монахи и начала тренировки. Сегодня их называют "современным поколением шаолиньских монахов".

Монахи Шаолиня, не то чтобы до тайн своих жадные, просто люди в духовном смысле уж очень сильно продвинутые, абы кого в ученики не брали. Помимо довольно строгого медицинского контроля проходили "абитуриенты" собеседование морального плана, и это было верно: давать в руки непроверенных страшную силу монахи совершенно справедливо считали немалым грехом. Зато если уж попадал молодой буддист в заветные стены, выходил он оттуда человеком если не совершенным, то близким к тому. Древние учения, обрастая легендами типа "Должен был покидающий стены монастыря пройти через коридор смерти, и победить выскакивающих на него в самые нежданные моменты монстров, и выбить плечом многотонный камень, закрывающий выход, и если выбирался живым он, оставался на всю жизнь на его плече выжженный дракон, и был он почти богом", - легендами, отрицаемыми монахами, но в достаточной степени потрясающими воображение европейцев, — привлекали к Шаолиню все больше почитателей. Путая, где правда, а где небыль, некоторые прикипали к шаолиньским тайнам навсегда. Немало таких почитателей было и есть в России. Только россиянам, по вполне понятным причинам, в Шаолинь дорога была закрыта. И по политическим, и по религиозным мотивам.

- Теперь все по-другому, - рассказывает нам гость столицы, действующий настоятель Шаолиньского монастыря Ши Юнь Син. — На протяжении всей своей пятнадцативековой истории Шаолинь действительно был закрытой структурой, в которую никоим образом не могли проникнуть посторонние. В наше же время Шаолинь — кстати говоря, это не один монастырь, как почему-то принято думать в России, а целая система, — имеет 17 тысяч учеников, из них около 400 европейцев. Есть несколько человек и из России.

За время своего пребывания в Москве Ши Юнь Син встречался с многими высокопоставленными иерархами Русской православной церкви и даже побывал в Троице-Сергиевой Лавре. И гость из Китая, и приверженцы православия нашли, что буддизм и христианство — религии, построенные на человеколюбии, а следовательно, не имеют, так сказать, антагонистических противоречий. Так что теперь и крещеные москвичи могут получить доступ к древним китайским тайнам. А получить его станет намного проще. Мы планируем открыть в самое ближайшее время как бы наше представительство в российской столице, — опять же рассказывает Ши Юнь Син. — В Москву будут приезжать монахи Шаолиня обучать желающих кунг-фу, проповедовать буддистские заповеди. В этом фото А. Макеевапредставительстве все желающие смогут сдать экзамены и получить соответствующие сертификаты. Настоятеля Шаолиньского монастыря, который, кстати, не производил впечатления человека, способного сразиться с полчищем врагов, как водится, сопровождали монахи уровнем пониже. Они не пренебрегли любопытством далеких славянских народов и охотно продемонстрировали свои навыки в рукопашном бое, разворачиваясь спиралью в воздухе, извиваясь ужом, распластываясь в моментальном броске. Мы в ответ тоже лицами в грязь не порухали и показали китайским монахам русское самбо. Так что неформальный визит настоятеля Шаолиня (Ши Юнь Син приезжал в столицу по частному приглашению) оказался весьма продуктивным. Ведь если объединить древнюю китайскую систему самообороны без оружия и менее древнее, но весьма продуктивное русское самбо, то, вполне возможно, возникнет новое направление, которому уже не будет равных.


Новости

2021 ГОД

Все новости