Russian

  English

В.М. Рогов, председатель Правления Центра изучения боевых искусств «Дамо»

V.M.Rogov the chairman of the board of the center of studing of martial arts of  Damo

 

Ценностные ориентации молодёжи, занимающейся восточными единоборствами

Valuable orientations of the youth which is engaged in oriental combat sports


 

 

Аннотация. В данной статье представлена Комплексная программа психофизического развития, разработанная в Центре изучения восточных единоборств, реализация которой  оказывает существенное влияние на формирование системы ценностей и установок  личности занимающихся, их отношения к себе, к окружающим людям, к социуму и миру в целом. Следствием такого влияния является позитивная трансформация личности и поведения развивающего человека.

 

Ключевые слова: ценностные ориентации, программа психофизического развития, духовно-нравственное воспитание, тай-цзи-цюань. 

 

The summary. In given article the Complex program of psychophysical development developed in the Center of studying of oriental combat sports which realization makes essential impact on formation of system of values and installations of the person engaged, their relations to, to surrounding people, to society and the world as a whole is presented. A consequence of such influence is positive transformation of the person and behavior of the developing person.

Keywords: valuable orientations, oriental combat sports, the program of psychophysical development, spiritually-moral education, thaw-tszi-tsicuan.

 

В сегодняшней России сложилась непростая социокультурная ситуация, характеризующаяся тем, что социальные институты государства не могут в полной мере обеспечить формирование ценностно-смысловой сферы личности молодого человека, а соответственно, не имеют возможности и управлять процессом духовно-нравственного развития будущего поколения страны.

Как известно, успех социализации подрастающего поколения во многом определяется качеством процесса его самоопределения, т.е. самооценки уровня притязаний молодого человека, потребности в достижении моральных, духовных и профессиональных ценностей. В связи с этим на первый план в настоящее время выходит необходимость проведения комплексных научных исследований не столько когнитивного, социального, сколько духовно-нравственного развития молодёжи. И воспитанность и умственная развитость выступают в качестве ключевых элементов результатов образовательного процесса.

В этом плане весьма созвучными в аспекте нашего исследования прозвучали следующие предложения В.В.Путина по стратегии развития России на период до 2020 года:

«…б) абсолютный национальный приоритет на долгосрочную перспективу - развитие человека как основная цель и необходимое условие прогресса современного российского общества;

в) будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов…» [1].

Таким образом, правильной постановке духовно-нравственного воспитания молодёжи целесообразно уделить ведущее место в системе физкультурно-оздоровительной работы с населением.                                                                                                                  

В трудах исследователей этой проблемы отмечается,  что у современных молодых людей происходит заметное изменение направленности их ценностных ориентаций.

Во-первых, у них наблюдается нарастание эмоционально-психологической тревож­ности, стрессовых переживаний, агрессивного поведения, низкой самооценки, неподготовленности к преодолению жизненных и профессиональных проблем, и как следствие, заметная маргинализация сознания, сопровождаемая нерегулируемыми всплесками разрушитель­ной энергии.

Во-вторых, обозначенные атрибуты психологического самочувствия наиболее выразительно проявляются в повседневном поведении, общении, в том числе в современном молодежном сленге, …становящимся каналом интенсивного распространения в подростковой и молодёжной средах ненормативной лексики, отражая тем самым резкое снижение уровня нравственной и духовной культуры этих слоёв населения.

Нельзя не признать, что существенная обособленность, нарочитая эпатажность моло­дежной субкультуры в противовес культурным ценностям взрослых, их позитивным нацио­нальным традициям и менталитету, вполне конкретно угрожает фунда­ментальной культуре общества [4, С. 69-75].

Обозначенные выше тенденции стали следст­вием значительной совокупности причин, среди которых важно обратить внимание на следующие:

1.  В сознании большинства молодых людей нашло свое отражение резкое и многообразное расслоение по иным, нежели в советский период, основаниям: на бедных - богатых, коренных жителей - мигрантов, «наших» - чужих, элиту - "плебс", лидеров - аутсайдеров и др.

2. Повышение роли лич­ных жизненных ценностей (материальное благополучие, удачный брак, здоровые дети и т.д.) в сочетании со сниже­нием «веса» общественно значимых ценностей (приносить пользу обществу, быть нужным людям, не воровать, не брать и не давать взятки, не мошенничать, не сквернословить и т.д.) характерным образом проявилось в трансформации жизненных ценностей современной молодежи.

3. Резкое повышение в структуре качеств личности значимости инди­видуализма, важнейшим элементом которого является все большее осозна­ние себя как самоценности, привело к одновременному повы­шению значимости таких ценностных ориентаций, как карьера, успех, что существенно изменило приоритеты в мировосприятии молодых.

В рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», предусматривается «разработать новые физкультурно-оздоровительные технологии и методику адаптивной физкультуры, основанные на индивидуализации параметров физических нагрузок и способствующие восстановлению нарушенного здоровья и формировании мотивации к занятиям физической культурой и спортом» [2].

Центр изучения восточных единоборств, организованный нами, ставит своей целью помочь каждому занимающемуся оздоровительной гимнастикой (тай-цзи-цюань)

свободно реализовать себя как личность. Вся последовательность занятий по нашим программам  организована на основе использования арт-терапии, приёмов самовну­шения и аутогенной тренировки, медитации, дозированных физических уп­ражнений и направлены на формирование убеждений и установок личности, основанных на добре, справедливости, честности, здравом смысле. Философской основой таких занятий является древнекитайская идея единства микро- и макрокосмоса, гармонизации личности, нашедшая свое воплощении в единстве и противоположности сущностных категорий «инь» и «янь». В отличие от других, так называемых «жёстких» школ единоборств, где в основу закладывается идея «человек-камень», тай-цзи-цюань опирается на идею «человек-вода», представляемую как мягкое преодоление силы.

В Центре разрабо­тана и реализуется Комплексная программа психофизического оздоровления, направленная на всестороннее разви­тие занимающихся (в том числе и юношества) на основе культурных традиций народов России, Китая и других народов, в духе постижения законов человеческого бытия, формирования чести и достоинства, здорового образа жизни, активной и творческой жизненной позиции.

Основные её задачи:

1.Формирование духовно-этической основы чело­веческого бытия в окружающем мире и  здорового образа жизни.

2.  Изучение культурных традиций народов России, Китая и других стран и народов, формирование на этой основе образа жизни, усиливающего и обогащающего жизнь подрастающего поколения.

3.Обучение глубокому пониманию законов природы и общества, воспитание уважения к этим законам, умения следовать им в повседневной жизни.

4.Воспитание активной гражданской позиции, которая проявляется в уважении законов человеческого общества и следовании им, в развитии и самосовершенствовании, активном участии в социальном развитии во взаимодействии с другими его членами на основе сотрудничества и взаи­мопонимания.

6.   Формирование умения принимать на себя ответственность за жизнь и судьбу своего государства, своими созидательными действиями укрепляя мир, не допуская его разрушения.

7. Содействие личностному развитию каждого занимаю­щегося через занятия спортом, творческими видами деятельности (танец, музыка, стихи, рисование и др.).

8.Подготовка инструкторов Программы из числа наиболее способных занимающихся.

Специфика этой программы определяется следующи­ми положениями:

Сочетание комплексного и личного подходов. Хотя занятия проходят, как правило, в группах, но у каждого занимающегося есть возможность осуществлять Программу индивидуально в условиях методической и психоэмоциональной поддержки со стороны преподавателя. Методы и приемы, применяемые при реализации Программы, направлены на создание условий для ком­плексной психико-физической коррекции занимающихся, гармонизации их внутреннего состояния и взаимоотно­шений с окружающим миром.

Доступность, удобство и простота. Участие в реализации Программы доступно для самого широкого круга населения, независимо от возраста и достатка и не требует

специаль­ного оборудования, поскольку могут проходить в любых достаточно просторных помещениях (спортивных залах).

Самоокупаемость. Программа для своей реализации не требует специального финансирования, в том числе и из бюджетных средств.

Сам процесс оздоровительных занятий в Центре оказывает существенное влияние на систему ценностей и установок личности занимающихся, их отношения к себе, к окружающим людям, к социуму и миру в целом. Следствием такого влияния является позитивная трансформация личности и поведения развивающего человека. В результате лонгидюных исследований в области преподавания единоборств нами установлен факт влияния занятий единоборствами (цигун, ушу, тай-цзи-цюань и др.) на личностные характеристики занимающейся  молодёжи. Так, по мере увеличения стажа занятий единоборствами у занимающихся снижается значимость личностных ценностей (самоутверждение за счёт других, стремление показать спортивный результат и т.д.) и увеличивается значимость этических ценностей, ценностей красоты, знаний, принятия других людей. Социально-психологические исследования  в этой области, проведенные в рамках осуществлённого совместного с Д.О.Труфановым проекта 2004-2005 гг. [3.78-79], показали, что агрессия, проявляющаяся на начальных этапах занятий единоборствами, связана с такими ценностями, как: потребности в доминировании, в опасности, риске, в превосходстве и контроле над окружающими, во власти,  в отрицательных эмоциях, а по мере увеличения стажа занятий (5 лет и более) снижается уровень потребностей в доминировании, в превосходстве над окружающими, в превосходстве над ними. На наш взгляд, это происходит вследствие того, что акцент мотивации на личностные ценности смещается на позитивные ценности физического и духовного совершенствования: у представителей молодого поколения возрастает уверенность в себе, расширяется кругозор, увеличиваются знания о восточной культуре. Примечательно, что потребности во власти, в контроле над окружающими  и в отрицательных эмоциях стойко находятся на последних местах, выражаясь отрицательными значениями индексов их значимости.

Таким образом, систематические и продолжительные занятия оздоровительной гимнастикой  оказывает на молодого человека комплексное воздействие, формирующее у него стойкую приверженность здоровому образу жизни, т.е. помогает ему так выстраивать свое поведение и мышление, чтобы они способствовали охране и укреплению здоровья, обеспечивали необходимый уровень жизнедеятельности для решения профессиональных и бытовых задач, надёжную профилактику заболеваний и тем самым, снижающих риск их возникновения.

Литература:

1. Путин В.В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 8 февраля 2008.// state.kremlin.ru

2. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"// state.kremlin.ru

3. Труфанов Д.О. Ценностная социологическая концепция современных единоборств: монография / Д.О.Труфанов. – Красноярск, 2006.- С. 4.

4. Юзефавичус, Т.А. Проблемы социальной работы с молодёжью: курс лекций. – М, 2006., С. 69-75.

Статья опубликована: Государственный Университет Управления, Вестник Университета №14, теоритический и научно-методический журнал, Москва - 2011